Средневековая цеховая (корпоративная) геральдика, как и городская, ведет свой отчет приблизительно с конца XII века и охватывает все сферы как общественно-политической, так и социально-экономической деятельности не только отдельных крупных землевладельцев, но и включает в себя практически все правовые формы организаций и объединений известные феодальному обществу, начиная от рыцарских орденов и профессиональных гильдий, и заканчивая современными политическими партиями и международными корпорациями.
Если мы обратимся к первым цеховым эмблемам, в большинстве своем ставшим впоследствии гербами, то, прежде всего, мы увидим на них отличительные особенности именно того вида деятельности, которым занималась данная компания. Так, например, в гербах мясников мы видим животных (либо их части) с соответствующим набором профессиональных инструментов и принадлежностей, у парикмахеров - ножницы, у пекарей - колосья, подковы у кузнецов, дерево у плотников, рыбу на гербах рыботорговцев и т.п. Более того, на некоторых корпоративных гербах того времени мы можем видеть изображения святых покровителей соответствующих ремесел. Другими словами, общественные и экономические процессы феодального средневековья диктовали свои условия финансистам, купцам, ремесленникам, а также крестьянам группироваться в обособленные группы (цеха и гильдии), чтобы таким образом заявлять о своей профессиональной деятельности, а также оформлять между всеми участниками как внутренние, так и внешние отношения. Именно здесь геральдика и пригодилась как наиболее необходимый и удобный инструмент.
Но несмотря на такое кажущееся ранним развитие, первым официально пожалованным гербом в Англии объединению лиц, считается герб, врученный в 1449 году компании торговцев мануфактурными товарами (Draper's Company). А до этого момента многие торговцы и ремесленники всего лишь пользовались эмблемами со своих печатей, конечно некоторые из них справедливо можно называть полноценными гербами, но они не были никем зарегистрированы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что как только был официально зарегистрирован первый цеховой герб сразу несколько десятков организаций, не упустили случай воспользоваться инспекционными поездками герольдов, с целью оформить свои гербы, до этого не обладавшие никаким статусом. Кстати, кроме орудий труда, которые в тот период как мы уже сказали было принято помещать в свои корпоративные гербы, отличить одну гильдию от другой помогала одежда - особые ливреи. Именно с их помощью, точнее с помощью ее цветов, можно было спокойно отличить члена лондонской мясницкой гильдии от пекаря, поскольку последний пользовался одеждой оливко-зеленой или каштановой расцветки, в отличие от бело-голубой ливреи мясника, хотя их можно было спутать с торговцами восковыми свечами. На этом фоне несколько странным выглядила разве что только одежда скорняков, чьей основной расцветкой был горностаевый мех, который в соответствии со средневековыми традициями мог использоваться только лицами королевской крови и древними дворянскими семьями в знак их исключительности и превосходства.
С другой стороны, хотелось бы отметить, что желание обзавестись гербом, пусть даже не официальным, зачастую в ущерб хорошему вкусу и геральдическим традициям, достигло такого размаха, что чего только не перемешивали в своих гербах некоторые организации и предприятия, и даже города, лишь бы продемонстрировать свой высокий гражданский статус и "мнимое" превосходство над другими.
Что же касается императорской России, то в ней корпоративной геральдики просто не существовало, в отличие от европейских государств, где она сформировалась практически одновременно с появлением бюргерских гербов. Чаще всего, как и во многих других странах, российские цеховые гербы одновременно отражали отличительные особенности профессионального ремесла и всем своим видом демострировали высокий производственный уровень, как бы заявляя, что отвечают перед потребителем за качество производимой продукции или оказанных услуг. Собственно именно данная функция герба, как своеобразного «знака качества», с незапамятным времен являлась доминирующей, что помогло ей сохраниться до настоящих дней.
Особо хотелось бы отметить, что классическая геральдика, как правило, не допускает размещение в гербах каких-либо надписей, букв, а также цифр, разумеется, кроме надписей на девизной ленте. Хотя прямого запрета на это нигде не содержится, а просто считается дурным тоном, но тем не менее в соответствующих разделам мы обратим ваше внимание на возможные "исключения" из данного правила. Также, поскольку корни геральдики уходят глубоко в раннее среднивековье, не приветствуется изображение в гербах современных достижений науки и техники, машин и механизмов, предметов быта и досуга, другими словами всего того, чего не было и не можно быть в феодальном обществе. Но, поскольку на сегодняшний день никаких международных законов, либо других нормативных актов регламентирующих геральдические отношения нет, то и соблюдать вышеописанные правила некоторые герольдисты считают излишним. А ведь именно этим (вкупе со всем другими основными правилами) гербы и отличаются от сегодняшних логотипов, корпоративных эмблем и товарных знаков, чей дизайн не ограничивается ничем, кроме воли и денег заказчика, умений дизайнера и дани моде. В отличие от гербов именно изображения, а не словесные описания, являются эталонами товарных знаков и логотипов.
Также считалось (и продолжает считаться) престижным иметь свой герб учебным заведениям, независимо от их уровня. Гербы многих из таких учреждений ведут свой отчет со средних веков, например, Оксфордский университет. Обычно, чтобы герб был пожалован школе, колледжу, университету необходима длительная и успешная работа по избранному направлению, подкрепленнная высоким авторитетом.