Практически одновременно с крестовыми походами, а, согласно утверждениям некоторых историков даже несколько раньше, возникли и рыцарские турниры. Можно сказать, что по своей сути они заменили войны для тех, кто не мыслил себя вне сражений, но по форме были более торжественными состязаниями, хотя порою не менее кровавыми. Но это отнюдь не означало, что рыцари всегда бились жестко, напротив, одним из важных правил было не подвергнуть соперника опасности, и достойно продемонстрировать как свое владение оружием, так и умение держаться в седле. Родиной турниров принято считать Францию, а роль "отца" отводится Жоффруа II де Прейли по прозвищу Журден (такое прозвище могли носить крестоносцы побывавшие в Святой земле и принявшие повторное крещение в реке Иордан), считается что именно он написал для них первые правила. Тем не менее, во многих источниках первоначально такие сражения назывались "Buhurt", и как мы уже упомянули выше, сами игры служили своеобразной тактической военной подготовкой у древних герамнцев. Однако со временем германская терминология практически полностью исчезла из искусства турнирных состязаний и услупила место французским и итальянским понятиям, а сами, теперь уже официально уменуемые турнирами, состязания изменились коренным образом.
Это были настоящие праздники воинского искусства, где рыцари из разных уголков Европы демонстрировали не только свои боевые качества, но и посвящали такие поединки своим возлюбленным. К слову сказать выигрыш, который доставался победителю турниру помимо славы и почестей, иногда был очень весомым. Обычно рыцарские турниры устраивались королями, либо высшей знатью. Поводом могло стать любое значимое событие, такое как бракосочетание членов королевской фамилии, рождение наследников, заключение мира и т.п. В зависимости от того, кем и по какому случаю устраивался турнир можно было судить по его пышности и помпезности, но вне зависимости от этого на них всегда было очень много простого люда, так как все эти мероприятия носили публичный характер. Одним словом, в области развлечений ничего существенно не изменилось со времен римской империи, а выражение "хлеба и зрелищ" разве что несколько поменяло свою "окраску".
Чаще всего для турнира избиралось подходящее просторное место вблизи какого-нибудь города, но также они могли проходить и непосредсенно в нем, если на то были соотвествующие условия. Ристалище, именно так называлось поле на котором проходили состязания рыцарей, обычно имело четрыхугольную форму и по всему периметру было обнесено деревянным заграждением. За периметром воздвигали в несколько рядов скамейки и палатки для зрителей, а для царствующих особ возводили особые ложа, которые порою достигали в высоту по нескольку метров. Сам ход турнира, как мы уже отмечали ранее, подчинялся особым правилам, которые очень строго блюли герольды. Они же представляли участников турнира и оглашали правила поединка. Именно в этот период, а также именно благодаря рыцарским турнирам, геральдика получила свое основное развитие в средние века.
В зависимости от страны и повода для турнира, разнились и условия проведения боев между рыцарями. Но так или иначе, главным правилом было одно, рыцарь не мог участвовать в турнире, если не мог доказать, что его предки были свободными людьми на протяжении четырех поколений. Да и позволить себе такое участие мог далеко не каждый рыцарь, ведь помимо всего прочего для того, чтобы заявить себя на турнире в соответствующей экипировке, требовались немалые средства. Но нам, более всего, интересен тот факт, что со временем одним из обязательных условий участия в турнирах стало и наличие герба у предполагаемого участника, а чуть позже герольдами были заведены особые турнирные списки и книги, в которые самым тщательным образом заносилась вся информация о проводимых турнирах и их победителях. Если рыцарь хотел знать будет ли он допущен к участию в турнире, то он отправлялся к герольду (если такового не имелось при его доме), который и определял по его гербу будет ли он допущен к состязаниям, более того, изучив герб герольд мог с уверенностью утверждать к какому именно роду принадлежит данный рыцарь, с какими знатными семействами он имеет родственные связи и какими деяниями прославились его предки (если таковые нашли свое отражение в исторических летописях). Именно в данный период помимо традиционных щита и шлема, гербы начали включать в себя фигуры, поддерживающие щит (щитодержатели, либо щитоносцы), а также намет, бурлет, девизы и надписи, другими словами в эпоху рыцарских турниров изображения гербов начали постепенно "разрастаться".
По общему правилу турнир начинался с поединка рыцарей, которым не так давно было присвоено рыцарское звание, где они верхом на конях мчались навстречу друг другу держа в руках длинные турнирные копья, их основной целью было выбить противника из седла. В завершение же устраивались батальные состязания, где количество участников могло достигать не одного десятка. Ну и как эпилог за битвами следовали танцы, игры и пиры, где победители радовались своим победам, а проигравшим и их родственникам, оставалось лишь заливать "свое горе" кружками с пивом и вином. Ведь, как известно, нередко средневековые турниры заканчивались тяжелыми увечьями для их участников и даже гибелью, достаточно вспомнить тот факт, что в 1524 году на очередном турнире чуть не погиб английский король Генрих VIII, которому осколки копья оппонента попали в лицо, но он все же остался невредим. В то время как, 1 июля 1559 года близ Бастилии погиб французский король Генрих II от сильнейшего удара в голову, который был нанесем ему графом Монтгомери (к слову сказать, согласно свидетельствам некоторых источников это событие произвело сильнейшей впечатление на всех не сколько гибелью самого короля, сколько тем, что за год до произошедшего было предсказано Мишелем Нострадамусом).
На рубеже XV-XVI веков, после всех этих неудачных турниров, которые и явились формальным поводом для их отмены, а также значительным расширением применения в бою огнестрельного оружия популярность рыцарских турниров в Западной Европе заметно упала, ровно как и роль геральдики, как благородной науки, описывающей и изучающей гербы, чей рассвет пришелся именно на этот период среднивековья. Нет, конечно же, герб по-прежнему оставался единственным атрибутом по которому можно было в той или иной степени определить принадлежность лица к соответствующему сословию, но, геральдика по своей сути, превратилась в так называемую "бумажную" канцелярскую, сменив "живую" рыцарскую. Конечно же такой переход не был мгновенным, и как мы сказали выше, прежде всего, был связан с координальными изменениями в военном деле. Изменилась тактика ведения боя, на смену рыцарским щитам, мечам и копьям пришли аркебузы, мушкеты и пищали, и, как следствие, изменилась сама рыцарская культура... но, геральдика как благородная наука осталась и только процветает в наше время!