Порядок

Блазóн (фр. blason, исп. blasón, порт. brasâo) - вербальный вариант герба, равный по своей юридической силе его изображению. Даже нет, не равный, а основной. Под блазонированием принято понимать совокупность приемов и правил, позволяющую посредством небольшого числа основных геральдических терминов, словесно выразить (описать) большую часть гербов. Интересным представляется факт, что в большинстве романских языков слово "блазон" часто является синонимом слова "герб", и ведет свое происхождение от устного рассказа хода рыцарского поединка на турнире герольдами для зрителей, находящихся вне основных трибун и потому не видящих деталей всего происходящего. Поэтому в Средние века блазон мог существовать совершенно самостоятельно и доказательством тому являются многочисленные средневековые гербовники, состоящие только из описаний гербов, без каких-либо изображений. В связи с чем существует мнение, согласно которому термин "блазон" и вовсе заменял термин "геральдика", до того как тот, появился лишь в XVII веке и был более многозначным. В широком смысле блазон означал не только совокупность всех элементов и атрибутов, составляющих геральдический щит и всего, что относится к гербам, но и часто имел значение "толкования", а также объяснения значений тинктур в гербе с точки зрения общего смысла, вкладываемого большинством геральдистов того времени, писавшими еще со времен Средневековья сочинения по формальной геральдике, называемые геральдическими трактатами (traités de blason). На сегодняшний день, чтобы выполнить полный блазон герба, мало знать какие именно его элементы подлежат описанию, помимо всего прочего особое внимание стоит уделить их очередности. 

Medvedev-ready

Традиции и описание гербов

На сегодняшний день геральдической науке известны две основные традиции описания гербов: испано-германская и англо-французская, причем крайняя, также является основной составляющей итальянской и русской геральдики. Основным различием этих двух подходов является точка отсчета начала описания герба. Так, в испано-германской традиции блазонирование принято начинать со щитка (маленького герба, помещенного в центр большого), при условии что он имеется, затем описываются деления, причем их четкий порядок не определен и только в конце мы видим указание на само поле щита. В противоположность этому подходу англо-французская геральдика начинает описание герба с цвета основного поля, затем внимание уделяется непосредственно делениям, если щит их имеет, при этом в строго определенном иерархическом порядке, далее блазонируются фигуры внутри всех полей и только в конце указывается на фигуры и элементы щитка, помещенного "поверх всего". 

France-readyEngland-ready

Важно отметить, что последовательность описания щита в русском герботворчестве, сформировавшаяся под влиянием англо-французской традиции, в России является установленной и общепринятой. Несмотря на свою кажущуюся простоту, данная система блазонирования, логически выверенная веками, имеет дружественный и универсальный язык, с помощью которого любой геральдист сможет графически воспроизвести любой герб с точностью до мелочей (естественно в своем художественном стиле). Однако помните, что даже внутри одной традиции иногда встречаются существенные разночтения, связанные, на наш взгляд, с отсутствием какой-либо, если не правовой, то хотя бы общей, исторически сложившейся геральдической базы. 

Eng-readyRus-ready

Порядок описания герба

Перво-наперво указывается тинктура поля герба - его основной фон (если деления отсутствуют). Но, чаще всего, щит разделен, поэтому особую роль при описании полученных делений играет их порядок. Согласно общему правилу, первыми блазонируются цвета частей, находящихся сверху и геральдически справа. Такая строгая иерархия в описании частей, полученных путем деления, позволяет избегать общей перегрузки блазонирования указанием на их непосредственное положение, которое становится ясным уже из самого порядка их произнесения. Так, например, в простом рассеченном щите первой будет называться его правая часть (геральдически помните), в пересеченном - верхняя, в скошенном справа - лежащая сверху слева, в скошенном слева - наоборот справа. Кстати, несмотря на правило, что гербовый щит может быть любой формы и не требует дополнительного упоминания в блазоне, есть случаи, когда такое упоминание возможно, например, если речь идет о графическом или скульптурном изображении, то же относится и к положению герба (прямому или наклонному). Если рассматривать разделение щита далее, путем увеличения количества линий его деления, то конечно, очередность такого описания становится не такой очевидной, как ранее. Представим, что щит у нас четырехчастный, разделенный путем комбинации рассечения и пересечения. В данном случае первым будет назван цвет части, расположенной в верхнем правом углу (первая четверть), вторым - в верхнем левом (вторая четверть), третьим - в правом нижнем (третья четверть) и, наконец, заключительным аккордом станет описание цвета, находящегося в нижнем левом углу (четвертая четверть). По аналогии описывается и четверочастный скошенный щит (комбинация правого и левого скошений), здесь следует начать описание с той части щита, что прилегает к верхнему его краю (первая четверть), далее следует вторая - примыкающая к правому, затем идет третья - соответвенно, противоположная, примыкающая к левому краю, самая нижняя четверть щита, в данном случае, является четвертой. Вроде все просто? А если щит, трижды скошен на разные цвета, например, справа, то каким будет начало его описания? На самом деле и здесь не все так сложно. Данный щит блазонируется, начиная с цвета части, прилегающей к верхней (наиболее правой, как бы серединной), далее следуют другие цвета в очередности их прилегания (от правой стороны щита сверху вниз), однако, обратите внимание, что заключительным будет называться тинктура той части, что прилегает к верхней части щита левее первой части. В общем, у геральдики своя "логика", но общих правил описания она никоим образом не умоляет! Хотя этот же самый щит, можно описать несколько иначе, например, взяв за основу срединную линию разделения. К слову сказать, если, например, в какой-либо части щита, встречаются известные фамильные или государственные гербы, то их описание сводится к простому указанию их принадлежности - герб Шотландии, либо герб Медичи. Гербы менее известных семей, размещенные в частях чьих-либо гербов, могут быть блазонированы при помощи слов - "...принадлежит семье такой-то...".

Итак, подведем итоги, если в щите основное поле разделено на части, сначала указывается каким делением оно образовано (рассеченный, пересеченный, скошенный и т.п.), затем цвет каждой из частей в классической последовательности - сверху вниз и геральдически справа налево.

Procedure-description

Идем далее, при отсутствии какого-либо разделения щита, следует описание гербовых геральдических фигур. Прежде всего почетных. Поэтому если щит включает в себя какие-то геральдические фигуры, об этом также сообщается в начале описания герба, после указания на его основное поле. Например, правая перевязь или разделен поясообразно, также дополнительно сообщаются дополнительные линии деления, например, правая зазубренная перевязь. Конечно все деления включают в себя непосредственное указание на их цвет. Здесь также предусмотрено важное геральдическое правило, по возможности геральдистами принято не повторяться в названии одного и того же цвета, в том случае, если он характеризует две последовательно описываемые фигуры, его название по обыкновению заменяется выражением "того же цвета". Также в геральдике имеется выражение "переменных цветов", которое принято относить к фигурам, расположенным в полях различных цветов, причем подразумевается, что цвета фигуры совпадают с цветами полей и вот, чтобы не упоминать цвет фигуры повторно, принято говорить, что цвет фигуры в первом поле соответствует цвету второго поля и наоборот, а блазонируется все это как "переменные цвета". 

Далее блазонируются все важнейшие (главные) гербовые фигуры в поле, детально указывается их тип, цвет, атрибуты и в некоторых случаях положение. Причем в западной традиции сначала называют ее тип, а затем уже цвет, в то время как в русской - наоборот. Сразу поясним, если фигур несколько, то главной является та, которая больше других или помещена в поле щита правее или выше прочих. Кроме того, если главная фигура расположена в центре поля лицом вправо, такое положение считается стандартным и не подлежит дополнительному описанию. Как мы уже писали в разделах выше, каждое животное имеет свои характерные позиции, которые подлежат соответствующему геральдическому блазонированию. Также, не лишним будет напомнить, что в случае различия основного цвета тела животного с его отдельными частями - так называемыми "вооружениями", на это требуется дополнительное указание словами "с языком, глазами, когтями и т.п. такого-то цвета", кроме того в некоторых изображениях указывается положение и форма хвоста зверя. К слову сказать, большинство геральдических существ, изображается смотрящими вправо, так как мы уже не раз отмечали, что именно это сторона считается более заслуживающей внимания и почета, причем дополнительно такой поворот фигуры в геральдике никак не указывается, потому как считается естественным, в то время как поворот влево для геральдики не типичен (в силу того, что такая фигура относительно человека, держащего щит в левой руке, с точки зрения зрителя выглядит как бы "отступающей" или "бегущей").

Далее идут любые другие фигуры, находящиеся на почетной геральдической фигуре. Другими словами "обременяющие" или "пересекающие" такие почетные фиугры. Если фигура воспроизводится несколько раз, указывается точное число ее повторов и расположение в поле. Например, девять рондо (от фр. rondeau - "круг", "движение по кругу"), согласно классической геральдике описывается цифрами как 3, 3, 3 (3 ряда по 3 фигуры), в то время как стандартной считается, например, схема 3, 2, 1, не нуждающаяся в отдельном упоминании. Кстати, здесь хотелось бы немного отвлечься и показать вам пример того, что геральдика достаточно интересная наука не только с точки зрения сочинения гербов, но и с точки зрения их... некой трансформации под влиянием определенных обстоятельств. Так, один уэльский род, к слову сказать ведущий свои корни от знатной династии валийских правителей имел такой герб: червленое поле разделено стропилообразно горностаем, три отрезанные головы (прим. - англичан) натурального цвета, две в главе, одна в оконечности. И вот в результате грандиозных исторических перепетий представитель этого рода оказывается на английском престоле. Естественно, по такому случаю головы были быстро переделаны в шлемы... и сегодня эта правящая династия известна нам именем Тюдоров.

В последнюю очередь описывается кайма, если таковая имеется,  если она отсутствует, то приводится описание вольной четверти, кантонов (углов) и внутренней каймы. Что же касается других внешних элементов, прежде всего, указывающих на дворянский статус гербовладельца и занимаемое им место в феодальной иерархии, то они блазонируются после полного описания щита.

Colombiere-readyMenestrier-ready

Общий итог

В заключение хотелось бы вкраце повторить общий порядок блазонирования. Итак, сначала упоминается цвет гербового поля (если есть деления), далее идут фигуры, затем обременения этих фигур, а также возможные обременения этих обременений, в самом конце описываются элементы, расположенные "поверх всего". Если в щите несколько гербовых фигур, то описание начинают с главных, первого и второго порядка, причем при прочих равных условиях (например, несколько фигур в щите) главной будет считаться большая по размеру. Порядок описания - с наиболее почетных верхней и правой части, к менее значимым нижней и левой. 

Если средневековый блазон ограничивался воспроизведением всего лишь щитового поля герба, то начиная с середины XIV в. мы видим уже упоминания о шлеме, а начиная с XVII в. блазонирование и вовсе становится все более объемным и постепенно увеличивается до полного описания всех элементов герба, которое в настоящее время ведется по следующему алгоритму: после щита рассматривается верхняя часть герба - шлем с краткой характеристикой (новый, старый, увенчанный короной, его положение относительно щита), затем шлемовый намет с обозначением его цветов, далее следуют бурелет и нашлемник. В заключение отмечаются щитодержатели и щитоносцы, а также знаки почетных званий, далее идут орденские знаки и различные элементы по краям щита, затем показываются гербовые балдахины и мантии. Девизы и военные кличи упоминаются в заключение. 

Даже сейчас мы видим, что геральдический язык настолько архаичен, что сохранил в себе множество устаревших слов и речевых форм. Согласно общим правилам в блазонировании отсутствуют глаголы, а поля отделяются друг от друга точкой с запятой. И если в Средневековье оно представляло собой описание традиционных геральдических композиций с малым количеством атрибутов, то, начиная примерно с XVI-XVII в., с момента расцвета так называемой "бумажной" геральдики, гербы усложнились настолько, что их блазонирование нередко становилось труднейшей задачей, особенно когда при помощи ограниченного количества терминов требовалось выразить какие-либо прихотливые или просто оригинальные формы и фигуры. А ведь правильное блазонирование это как уникальный язык, который позволяет описывать гербы так, чтобы в большинстве случаев любой другой герольдический художник мог создать верное изображение герба с достаточной точностью, всего лишь, следуя его словесному описанию.

Все вышесказанное так или иначе подтверждает незыблимый постулат -"Геральдика есть искусство блазона".

Bombachi-ready

Карта сайта