МИФИЧЕСКИМИ фигурами в классической геральдике принято называть всех невероятных существ, являющихся плодом человеческого воображения. Их происхождение напрямую связано с желанием первых людей, хоть как-то при помощи известных (на тот период их жизни) зверей и птиц, изобразить любое таинственное или необъяснимое явление, с помощью нескольких знакомых животных образов, взятых из природы, соединив их таким образом, что в итоге получались новые, доселе неизвестные существа, чаще всего, монстры или чудовища. А что еще могло получится от таких комбинаций? Тем не менее, большинству из таких, вновь созданных существ, были даны особые, специально выдуманные для них имена и названия.
Как правило, основным источником таких фигур в геральдике являлась мифология, будь-то античная или национальная. Отсутствие ее у некоторых народов успешно заменялось соответствующими образами из национального эпоса или народных сказок.
Ниже нам хотелось бы привести немного существ, по тем или иным причинам, не вошедших в основной блок фантастических существ в геральдике.
ПАНТЕЛЬ, ПАНТЬЕР или ПАНФИР - вымышленное существо, пришедшее в геральдику из Германии. Представляет собой помесь льва, от которого были взяты туловище, лапы и хвост; орла - за когти на лапах и дракона, так как существо изображается огнедышащим - из пасти и ноздрей испускается пламя, с конеподобной рогатой головой. Некоторые авторы считают, что это одно и то же существо, что и геральдическая пантера.
ГИППОЦЕНТАВР (греч. hippos - конь, kentauros - центавр) - вариант греческого кентавра с отпечатком западно-европейского католицизма. Изображался в виде классического кентавра, с той лишь разницей, что человеческая половина чаще всего представляла собою юношу (лицо без бороды) с длинными волосами, обернувшегося с натянутым луком в одной и заряженной стрелой в другой руке назад к своей конской части, которая имела змею с открытой пастью вместо хвоста, в которую он и целился.
Принято считать, что этот образ восходит к мифу о Хироне - "культурном Кентавре", образованном, знавшем музыку, искусство врачевания и многое другое. Он был учителем Геракла, Тесея, Ясона и Ахиллеса. Однажды, будучи раненым отравленной стрелой, упросил Зевса лишить его бессмертия, чтобы не испытывать мучений, причиняемых ядом. Чаще всего встречается в польской и литовской геральдике, как стран, находившихся на периферии немецких и австрийских имперских земель. Данный образ, впрочем как и большинство кентаврских, символизирует самопожертвование и самотверженность, а в более глубоком смысле являет собой борьбу добра со злом в себе самом же (отсюда и змея вместо хвоста).
ГАРУДА, ГАРУТМАНТ или СУПАРНА (санскр. "Большекрылый") - божественная птица в древнеиндийской мифологии, иногда именуемая царем птиц. Имеет человеческую голову (в разных традициях изображается по разному) и торс (чаще всего женский), с ногами до колен (ниже колен они орлинные), а также распахнутые крылья и хвост. Играет выдающуюся роль в буддизме и почитается практически всеми народами Юго-Восточной Азии, как символ просветленного ума, ибо принято считать, что ее добыча - змеи, засевшие в умах неверующих, либо сомневающихся в Боге. Согласно представлениям и легендам древних индусов, достал(а) божественный напиток "сома" с третьего неба, чтобы отдать его своим братьям-нагам за освобождение своей матери, но в процессе спускания вниз встретил Вишну и согласился стать его ваханой. Гаруда - друг могущественных божеств - Индры и Кришны (восьмая аватара Вишну), их ездовая птица, переносящая этих богов на любые расстояния в любые места. Изображение Гаруды является государственным гербом Таиланда (в своей наиболее древней, буддийской форме - с лицом человека и с его обнаженной грудью). Вполне вероятно, что именно Гаруда, была восточным прообразом, на основе которого родились европейские легенды о птице Феникс, а также русские - о Жар-птице. Встречается в восточной геральдике и изображается полуптицей, получеловеком либо с красно-золотым опереньем, либо целиком золотой.
МЕЛЬКАРТ- божество, покровительствующее мореплаванию и охраняющее мореплавателей. Согласно В.В. Похлебкину, изображалось в профиль в виде чудовища с головой, грудью и передними ногами коня и с туловищем, спинным плавником и хвостом рыбы, свернутым в спираль вовнутрь (морской конек). В средние века эта эмблема использовалась некоторыми городами Восточного Средиземноморья.
СЕНМУРВ - по одной из версий это бессмертный крылатый морской пес, чье тело полностью покрыто рыбьей чешуей, таким образом его облик призван символизировать господство над тремя стихиями - землей, водой и воздухом. Когда он летал, размах его крыльев затемнял небо. В сасанидском искусстве Востока его можно встретить с павлиньим хвостом. Согласно другому варианту - это четырехкрылый леопард, и все это по причине того, что их изображения плохо сохранились, но так или иначе принято считать, что эта эмблема страстных защитников веры и религиозной преданности, известная только закавказской геральдике (Грузия и Армения). Согласно древним преданиям, именно сенмурвы охраняли вход как в рай, так и в ад. Считается, что именно он мог послужить прообразом изображения крылатого льва, взятого евангелистом Марком в качестве своего символа, как покровителя Венеции, где, как известно, с раннего средневековья сложилась армянская колония. Что касается дня сегодняшнего, то по мнению В.В. Похлебкина, именно Сенмурв под названием священного крылатого барса введен в качестве основной эмблемы в герб Татарстана.
Вот так, постепенно, мы и приблизились к чисто русским фантастическим фигурам, имеющим место быть в русской же, геральдике. Правда, практически все эти образы, возникшие в нашей сказочной традиции, по сути дела, являются русифицированными вариантами античных, восточных и западно-европейских чудищ и монстров, сведения о которых проникали на Русь через путешественников, паломников, купцов, а также монахов-книжников в народ. Обычно таким пересказочным существам доставалось и русское же прозвище, а вид их практически оставался неизменным, так, например, согласитесь, что наш Змей Горыныч чем-то очень похож на античную Гидру, только с тремя человекообразными головами, а Жар-птица сильно напоминает Феникса. Наконец, знающая все на свете птица Гамаюн, хоть и изображалась в различных источниках по разному, вероятнее всего, имела своим прообразом божественную птицу Гаруду. На сегодняшний день, с увереностью можно сказать, что лишь две русские фантастические фигуры своеобразны по своей природе и могут являются как вымыслом отдельных былинных сказителей, так и прямым творчеством русских монастырских книжников XVII века. Это - Альконост и Зилант.
АЛЬКОНОСТ - райская птица с девичьей головой, руками и с птичьим туловищем, крыльями, хвостом и лапами, а также короной. По своему внешнему виду она перекликается с другими райскими птицами - Гамаюн и Сирин, но, в отличие от них, грудь у нее не обнажена, а в руках находятся свиток и цветок, долженствующие выражать просвещение и процветание (знания и здоровье). Альконост, таким образом, добродетельная фантастическая фигура. Принято считать, что образ этот не народный, а был создан искусственно, как и его название, монахами-книжниками. "Алько" по-гречески - крепость, сила, а "ностос" - возвращение. Таким образом, Альконост - возвращающий силу, придающий крепость, образ волшебного патрона, доброго покровителя ученых и знания.
ЗИЛАНТ - драконоподобное существо с орлиной грудью и петушиными лапами, дополненное крыльями летучей мыши со змеиным хвостом. Со временем данное изображение фактически стало русским вариантом "дракона", только не в его восточном понимании, а в типично русском, как силы зла, наравне со Змеем Горынычем, которое прижилось несмотря на использование канонического изображения дракона в Московском гербе (Георгий Победоносец, поражающий змия), и даже получило прозвище - "татарский дракон". К слову сказать, в дореволюционной русской геральдике Зилант, практически на протяжении трех столетий (с 1558 по 1917 г.г.) был официальной эмблемой вначале Казанского царства в составе России, затем гербом Казани и Казанской губернии, коим остается и по сей день. Кстати, согласно легенде змей Зилант, так и не погиб в огне, под чарами старого колдуна, который согласно повелению князя вызвался рассчистить место для города, а всего лишь перелетел на соседнюю гору, которая сейчас так и называется Зилантова (змеиная или драконья).
В общем, как вы видите, фантастические фигуры употребляются преимущественно в территориальной геральдике, причем в большинстве у тех городов, которые обладают длительной традицией сохранения за собой исторического прошлого, порою даже подтверждаемые различными "легендами" нахождения этих фигур в соответствующих гербах. Однако их наличие в щитах частных армигеров также имеет место быть, причем как без определенного смысла вовсе, так и со смыслом, отличным от территориальных гербов, где такие же или похожие существа "сидят", "стоят" или "лежат" уже на протяжении многих столетий. Также часто различных монстров мы встречаем в произведениях изобразительного и художественного искусства разных времен и народов, возможно даже больше отсюда, большинству из нас известны названия соответствующие их образам.