Нашлемник или навершие (фр.cime - вершина) - гербовое украшение, закрепленное на верхней части шлема, так, что кажется, будто оно выходит из него. Нашлемник в геральдике принято считать вторым по значимости элементом гербовой композиции. Почему вторым? Все просто, щит - главный элемент герба, нашлемник - самый высший его атрибут, наиболее заметный как издалека, так и в бою. В каком гербе и в какой стране этот атрибут появился впервые неизвестно, но некоторые исследователи полагают, что на эту роль более всего подходит Англия периода XII века. Как доказательство они приводят надгробную плиту Жоффруа, графа Анжуйского, указывая, что помимо настоящего "геральдического" герба, его шапку украшает и нашлемник - маленький лев. Возможно данное утверждение является ошибочным, хотя бы силу того, что первые реальные нашлемники, используемые рыцарями, были гораздо проще - перья, либо рога животных. Но неоспоримым является тот факт, что этот атрибут тесно ассоциировался с высшей знатью (указывая на ранг владельца), получив свое развитие именно во времена рыцарских турниров. Чаще всего средневековые нашлемники делали либо из папье-маше (известного еще в Китае, периода правления династии Хань), либо из легких пород дерева, но со временем развития не только геральдики, но и общественной (читайте аристократической) культуры стали применять и более дорогие материалы, в том числе золото и серебро. Некоторые рыцари настолько хотели поразить и удивить (как зрителей, так и братьев по оружию), что заказывали клейноды, умеющие свистеть или крутиться, тем самым создавая дополнительное торжество турнирным поединкам. Только представьте себе - два вооруженных и красиво одетых рыцаря, мчатся навстречу ветру и друг другу с копьями наперевес под одобрительный рев толпы... Но не только ради развлечений придумывались и создавались различные украшения на шлемах рыцарей. Война, как бы это грустно не звучало, в средние века была, что называется "детской забавой", поэтому предположим, что основной функцией этих элементов воинской экипировки было устрашение. Чего только стоили "крылья", носимые польскими копьеносцами и всадниками XVII-XVIII веков, издававшими дикий свист (за счет прикрепленных свистков), и все это требовалось только для того, чтобы внушить врагу благоговейный трепет и даже ужас, сломить его еще не напав, несясь на него.
Что же касается непосредственно геральдики, то непременным атрибутом гербовой композиции нашлемники стали далеко не сразу. Есть мнение, что для того чтобы взимать дополнительную плату сверх установленной за составление герба, английские герольды узаконили нашлемник, произошло это в XVI веке. Что же касается сегодняшнего дня, то нашлемник является практически обязательным атрибутом любого герба, хотя, как уже не раз говорилось, герб ценен сам по себе и одним только щитом. Согласно классическим правилам геральдики шлем и нашлемник должны быть повернуты в одну сторону. Что именно должно быть изображено в нашлемнике зависит от самого гербовладельца и автора его герба, общих правил тут нет - нашлемник может как повторять главную фигуру щита, так и являться полностью самостоятельной фигурой, завершающей гербовую композицию целиком. Помимо всего прочего, в классической геральдике принято считать, что цвета нашлемника должны повторять цвета гербового щита. Однако данное правило не является непреложным и зачастую нарушается.
Также интересно будет отметить, что со временем развития данного атрибута герба, нашлемники становились все сложнее. Например, в Германии ремесло по их изготовлению считалось весьма почетным, а сами типично германские клейноды всегда можно узнать по множественности различных украшений, умещенных в данном атрибуте. В Англии и Франции, вместо немецкой манеры плавного перетекания нашлемника в намет, первый всегда отделялся от последнего с помощью скрученного шнура, известного как бурелет. В Испании клейноды вообще явление на гербах очень редкое (исключение составляют несколько самых древний семей), по обычаю их заменяют страусинные перья. Такой же обычай существовал и у нас в России до 1850-х годов (три страусовых пера).
Как мы уже сказали выше, клейноды могут как повторять главную гербовую фигуру (вспомогательные), так и не повторять, но соответствовать ее основным тинктурам (самостоятельные). Интересным с этой точки зрения представляется условное деление нашлемников, предлагаемое питерским геральдистом, ныне живущим в Германии, Александром Куровым, на такие типы как рога (воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные, иногда между ними может помещаться фигура из щита), крылья (обычно изображаются парами, их положение зависит от положения шлема - прямое или профильное, помещение между ними гербовой фигуры возможно), перья (бывают трех типов - петушиные, павлинные, страусинные, изображаются от одного до веера), флаги (обычно маленькие наподобие вымпелов), естественные фигуры (делятся на четыре основных типа в зависимости от степени прорисовки - изображаются только отдельные части человека или животного, туловища или бюсты, возрастающие фигуры, полные фигуры), искусственные фигуры (используются любые такие фигуры, особым шиком считается зашифровка какого-либо сюжета), щитовые доски (бывают круглой, шестиугольной и веерообразной формы) и головные уборы (возможно использование любых, самым разнообразных форм, главное чтобы соответствовали рангу, чину или званию гербовладельца). Конечно же данное деление настолько же условно, насколько и субъективно, но тем не менее, обойти его стороной мы не смогли, поскольку считаем, что любое правильное структурирование помогает формировать более детальное восприятие предмета (гербоведения) на разных этапах обучения.
В заключение хотелось бы отметить один упущенный момент, о котором мы уже несколько раз упоминали - согласно европейской традиции навершие называется клейнодом, от нем. - Helmkleinod, в то время как в русской геральдике клейнодом обычно именуется привесок в виде монеты или кулона на шейной цепочке турнирного шлема.