В этой главе нам хотелось бы освятить изображения на гербах Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.
Принято считать, что несмотря на то, что Бога нельзя узреть или вообразить, только как единого всегда в наших сердцах, в геральдике можно найти его образы в виде седобородого старца. Конечно мы все прекрасно понимаем, что это всего лишь условность, никоим образом не соотносящаяся с его описаниями в Библии и насколько она удачная, лучше всего решать в каждом конкретном случае. Поэтому оставим этот вопрос тем, кто в нем больше всего разбирается и в чьих гербах можно видеть его изображенным чаще всего - церкви. Как собственно и изображения на гербах Бога-сына (Иисуса Христа) в образе человека или же младенца на руках Богоматери, а также Бога-Святого Духа в виде голубя, чьим наиболее впечатляющим представляется образ посланника в истории Ноя - его появление над ковчегом с оливковой ветвью в клюве - как знак отступления вод потопа и образа Бога, сменившего гнев на милость. Также надо отметить, что традиции изображения единосущной Тройцы в гербах, в основном близки западноевропейской геральдике, в то время как в России изображение Христа не принято, в силу самой немыслимости "приватизации" образа Воплощенного Бога в виде чьей-то эмблемы. Хотя исключения конечно же есть и у нас.
Гораздо более успешным и верным на наш взгляд, является появившееся еще на заре геральдики правило изображения присутствия Бога и Его воли - рукой, выходящей из облаков. В зависимости от того, какая рука (левая/правая), в каком положении и что именно находится в ней мы можем с определенной уверенностью толковать о чем желал сказать художник-геральдист. Так, рука, держащая скипетр, меч или державу, означает власть. Десница с вытянутыми указательным и средними пальцами символизирует верность клятве или присяге, а в иконописи является смиволом покровительства правденикам. Рука с мечом также трактуется как верность воинскому долгу. Венцом в руке Бог венчает достойного. Несмотря на то, что в геральдике очень мало подобных образов, оговоримся, что в качестве лучезарного треугольника принято изображать Око Божие. Кстати, ранее у каждой руки было свое второе название, так правую принято было именовать десницей (от старо-славянского деснъ - правый), левую - шуйцей или шуей, но на сегодняшний день Геральдический совет при президенте РФ пришел к отказу от этих понятий.
Что же касается ангелов, то в геральдике изображают и описывают их по тем же правилам, что и людей. Согласно Лакиеру А.Б., среди изображаемых в гербе естественных фигур, ангелам и херувимам (особо приближенные к Богу ангелы, входящие в первую триаду, наряду с серафимами) отведена главная роль. В геральдическом сообществе, принято считать, что ангелы чаще всего используются в качестве щитодержателей (поэтому изображаются в полный рост в качестве летящих хранителей без подножия), в то время как херувимы, чаще встречаются в поле щита, изображенные в виде головы человека, либо ангела с двумя крыльями или шестикрылого серафима - юношеского или детского лица с тремя парами крыльев (над головой, под головой и за спиной).
Ангелов бесчисленное множество, мириады. Само слово "ангел" в переводе с греческого означает "посланник, посланец", являя своим основным предназначением посреничество между духовной небесной сферой и материальным земным миром, имея целью передачу воли Бога. Ангел - символ совершенства, воплощение добродетели и кротости, чьи одежды белого цвета олицетворяют чистоту и целомудрие божественных посланников, а крылья за спиной намекают на их вездесущность. Что же касается геральдики, то здесь чаще всего мы встречаем первых двух из восьми архангелов.
Архангел Михаил ("Никто не равен Богу, но может быть подобным") - если так можно выразится, самый популярный среди ангелоначальников, главнокомандующий войска Небесного, победивший падшего ангела, когда-то носящего имя Люцифер и его армию. Одним из основных полномочий архангела Михаила является взвешивание на весах бессмертных душ в день Страшного суда. Тем не менее, мы видим, что он же и самый гуманный из архангелов, всегда выступающий в роли защитника людей перед Богом, одновременно как в Европе, так и в России почитается как защитник христианской церкви. В гербе Российской империи выступает в качестве щитодержателя справа.
Архангел Гавриил ("Всевышний моя сила") - считается ангелом Благовещения, известив Марию и предсказав рождение Иисуса Христа и других библейских святых. Имеет власть над стихиями, согласно христианской традиции, открывает тайное Божественное знание пророку Даниилу. Наряду с архагелом Михаилом носит почетное звание Архистратига. В иконографии часто предстает с цветущей райской ветвью или лилией. В гербе Российской империи выступает в качестве щитодержателя слева.
Что же касается, других ангелов, а также геральдических образов святых и пророков, то чаще всего они встречаются на щитах как покровители соответвующих имен, ремесел, городов, государств, а также в виде щитодержателей.