Все символы власти можно условно разделить на две большие группы. К первой обычно относят гербы, которые отображают и являются символами иерархической, церковной и светской властей. Ко второй принято относятся символы, чаще всего, встречающиеся в гербах, принадлежавших городским сообществам. Данное условное деление не мешает размещать определенные символы власти на своих личных гербах и людям (по большей части папам, монархам, королям, императорам и т.п.)
Несмотря на то, что именно церковь являлась во времена средних веков истинным правителем на большинстве территорий Европы, и принцип "do it des" (давай, чтобы получить) благополучно пополнял закрома и без того обширных владений пап и всех, кто заодно с ними, "митры и пастырские посохи столь редко появлются в гербах по сравнению с коронами, которые, напротив, в них избыточествуют: поскольку истинная власть не нуждается в том, чтобы выставлять себя... но, того же нельзя сказать о характере символов: чаши, кадила, посохи с навершиями из слоновой кости, митры и тиары, где золото выступает самым презренным материалом".
Но, все же, прежде поговорим о коронах, как наиболее влиятельных символах. Именно они в средневековой геральдике, венчали гербы королей и императоров. Исторически сложилось что закрытыми коронами, могли украшать свои гербы - император, затем короли, могущественные князья, а также независимые республики, в то время как, менее состоятельные господа должны были, в лучшем случае, довольствоваться открытими. Существуют и особые правила блазонирования корон, о которых мы уже говорили несколько ранее.
Но в среднивековье власть принадлежала не только папам и королям, не стоит забывать и о тех, кто реально главенствовал на местах над народом, а именно городских общинах. Не даром выражение "принести ключи от города" дожило до наших дней, хотя ни ворот, ни стен в современных городах давно нет в помине. Красивым представляется мнение итальянского геральдиста Санти Мадзини, согласно которому "ключ Власти может запирать сознание народа в темницу обскуратизма, а ключ Знания его освобождает, открывая двери познания и осведомленности". В связи с этим, в многочисленных средневековых гербах (почти всех городов и крепостей, ключевых в стратегическом отношении), мы видим очень много вариаций на тему ключей: число, цвет, расположение, указание на расположение бородки, а также указание на ее форму, указание на форму кольца (обычно овальное или трехлепесковое, но может быть и в форме ромба), все имеет значение. Так, например, можно встретить гербы с перекрещенными ключом и мечом, что являлось прямым указанием на то, что перед нами герб коменданта крепости или герб города, находящегося на пограничных землях. Вообще, КЛЮЧИ как эмблема известны с древних времен, являясь смволами власти и могущества, прописанными еще в Библии. Если рассматривать их в символическом понимании изображения в щите, то по мнению В.В. Похлебкина, смысл достаточно ясен: пока ключи находятся у владельца (и внесены в щит им самим, его желанием), он чувствует себя в безопасности, как только ему приходится отдать их победителю (внесены в щит с рзрешения сюзерена), следвательно, он лишается ее, и общий смысл символизма уже сводится к покорности. Чаще всего в гербах ключи представлены нам в горизонтальном, либо вертикальном положении, их цвет - золото, а бороздка обращена вниз. В то время как два скрещенных ключа на гербе Ватикана обладают иным значением - это “ключи святого Петра” (чьим наместником на Земле считает себя папа римский). Вот почему эти ключи и в эмблематическом отношении отличаются от ключа стратегического, ключа безопасности: их не только обязательно два, но они и изображаются не одним цветом, а один - золотым, другой - серебряным и, главное, изображаются бородками не вниз, а вверх, что указывает, что ключи эти вовсе не земные, а “небесные”. Не совсем понятно, заблуждается ли здесь Вильям Васильевич, так как в официальном изображении герба бороздки ключей обращены вниз, либо же указывает на то, как должно быть на самом деле с точки зрения символизма.
Немаловажным атрибутом является и ЦЕПЬ. Как и другие изделия, она может выполнять как множество полезный функций, так и вызывать мрачные представления, посему относится к разряду самых противоречивых символов в истории, и, как следствие, чрезвычайно богатых по трактованию. Свобода и тирания, согласие и единство помыслов против революционных настроений и рабских оков, все это в историческом контексте, реальном или художественном, связано с темой власти. Золотая цепь в европейской геральдике - символическая эмблема верхоной власти, в то время как в восточной - символ единства. В мифическом понимании цепь, спускающаяся с небес, может символизировать неразрывную связь двух миров. В скандинавской мифологии у цепи даже есть свое название - Глейпнир.
Все тот же Санти Мадзини вот так отзывается об интересном и давно ушедшим в прошлое, прослужившем человечеству более XII веков инструменте, а именно, ГУСИННОМ ПЕРЕ: "Не менее важно пускание в ход небольшого предмета весьма низкого происхождения и вида столь же невинного, сколь опасными могут быть следы, оставляемые им на бумаге", и тут же добавляет, "эмблема благодарности за содеянные блага и снискание бессмертной славы". Исторически сложилось, что перо символизирует образование, науку, ум, стремление к просвещению, поэтому, чаще всего, оно встречается в геральдике различных образовательных учреждений, изображаемое своим естественным белым цветом, однако нередко украшает и родовые гербы, а также территориальные.
В заключение, хотелось бы сказать пару слов, об еще одной геральдической фигуре - КОЛОКОЛ. Здесь тоже возможно множество вариантов толкования появления колокола в гербах, начиная от сильного "духовного начала", а именно, призыва всех верующих к исполнению ими религиозных обязанностей и заканчивая его использованием как гражданского интструмента для подачи сигналов к труду, сбору, тревоги, радости и т.п. Наибольшее распространение фигура колокола получила в территориальной геральдике. В большинстве мировых культур колокол разделяет символику всех объектов находящихся между небом и землей.