На протяжении долгой истории у многих владельцев как отдельных книг, но чаще целых книжных собраний, неоднократно возникало желание каким-либо образом обозначить принадлежность своей библиотеки. Конечно же первоначальные попытки были примитивными и ограничивались простым написанием своего имени, после слов ex libris. Именно отсюда и берет свое начало понятие эклибриса, что в переводе с латыни значит "из книг". На заре своего возникновения этот книжный знак, который помещался преимущественно на внутреннюю сторону переплета в левый верхний угол, изображался совсем не так, как мы можем видеть сегодня. Сегодня это целые произведения искусства, которые создаются в полном соответствии с традициям, и согласно которым, несмотря на то, что выглядят все экслибрисы по-разному, неотъемлемой частью любого книжного знака является текст - "Exlibris", "Экслибрис" или просто "Из книг...", далее обычно следует фамилия владельца. Но наиболее интересными и ценными как с художественной, так и с практической стороны, на наш взгляд представляются геральдические экслибрисы, либо вензельные, а также эсклибрисы неотъемлемой частью которых является монограмма. Что же касается самого изображения, то оно может быть как ассоциативным, причем известным одному владельцу, так и просто нести в себе изяжные декоративно-прикладные черты.
К слову сказать, искусство эклибриса уже прошло славный, более чем пятивековой, путь в своем развитии. В разных странах, разглядывая различные коллекции экслибрисов можно на наглядных примерах проследить каждый виток стилистической эволюций, каждый штрих отдельно взятого художника, каждый отпечаток своей исторической эпохи. Принято считать, что искусство эклибриса родилось в средние века, когда сами книги были не только дорогими, сколько редкими в принципе, и чтобы доказать свою принадлежность, они снабжались соответствующими указаниями на их владельцев. Согласно данным некоторых исследователей, первые экслибрисы появились в Германии в середине XVI столетия, практически одновременно с книгами Гуттенберга, а первый гравированный экслибрис принадлежит Бернгардту фон Рорбаху, который был сделан для него Бартелем Шеном в 1460 году. А дальше пошло, в 1502 появились экслибрисы в Швейцарии, в 1529 году во Франции, в 1574 году в Англии, в 1595 году в Швеции, в 1597 году в Голландии. Кстати, эклибрис на переплете или корешке книги принято называть суперэклибрисом. И честь такого первого знака принадлежит России, где государственный герб и надпись принадлежности книги Ивану Грозному были оттиснены на переплете первопечатного издания "Апостола" Ивана Федорова. Но наибольшую популярность суперэклибрисы снискали себе на рубеже XVIII-XIX веков, обычно они выполнялись золотом поверх книжного переплета. Хотя некоторые исследователи так не считают, и утверждают, что Россию с экслибрисом познакомил в начале XVIII века Петр I, который по возвращении из своих путешествий по Европе привез множество различных книг, среди которых отыскалось немало и таких, что были украшены миниатюрными гравюрами. Как водится, первыми полноправными владельцами экслибрисов тех времен стали сначала царственные особы, затем важные государственные чины и представители знати. Кстати, их книги чаще всего украшали гербовыми экслибрисами.
На сегодняшний день, с развитием как вспомогательных дизайнерских программ, так и мира компьютеров в целом, с одной стороны сфера применения экслибрисов безусловно снижается, многие книги хранятся в электронном виде как на компьютерах самих пользователей, так и существуют в виде громаднейших цифровых библиотек на серверах известных компаний, но с другой стороны их бумажные варианты становятся не только ценнее, но и более близкими книголюбам. Но безусловно возможность скачивать из интернета многие редчайшие книги не может не радовать.
Мало кто знает, но с появлением экслибрисов возникло и их коллекционирование, более того оно имеет свое красивое название - экслибристика. Поэтому немудренно, что экслибрисы со временем превратились в объект упорного и страстного собирательства многих коллекционеров в различных странах мира.
В заключение хотелось отметить, что экслибрис стал не только отражением литературных пристрастий отдельных людей, их профессиональных и любительских интересов, но и несет на себе четкий отпечаток духовного мира человека, причем нередко вперемешку с основными чертами характера самих книговладельцев. В частности, складывается такое ощущение, что в личной библиотеке военного эклибрисы дышат какой-то собранностью, армейским порядком чтоли, каждая книга четко знает не только свое местоположение, но и стремится в нужный момент всегда оказаться под рукою.
Ведь, как сказал один истинный ценитель экслибриса, «эта миниатюрная гравюра делает каждую книгу уникальным именным экземпляром, являясь одухотворенным посредником между личностью художника-создателя и владельцем-книголюбом. Это дитя двух родителей, и зачато оно в любви, согласии и взаимности».