Cегодняшний интерес к вензелям и монограммам как изящному воплощению своих инициалов, как бы это пафосно не звучало, неразрывно связан не только c общим подъемом самосознания, но и ростом внимания к личности в обществе, ведь каждый современный человек, независимо от того кем он является и какую ступень занимает в общественной иерархии, хочет всегда выглядеть так, чтобы окружающие, если не восхищались им, то по крайней мере, выделяли из толпы. Как показывает история, именно поэтому вензеля всегда были достоянием либо самых знатных людей, либо интеллигенции. Сегодня все стало проще и сложнее одновременно. Проще – потому как право на обретение фамильного вензеля имеет каждый, сложнее – очень мало мастеров, соответствующего уровня, которые смогли бы удовлетворить самые изысканные вкусы (в самом хорошем смысле этого слова). Важно понимать, что приобретение и последующая кропотливая работа над таким памятным знаком (символом) как вензель напрямую связана с ощущением взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, умения ценить свои родственные корни и желания на века вплести свое имя в историю.
Имя, вплетенное в историю
Наверняка многие из вас не раз в своей жизни встречали вензеля, будь то прогулка по тихим европейским улочкам поздней осенью, когда ваш взгляд замирал при виде завораживающих переплетающихся букв на фасадах старинных зданий, или же вам довелось быть приглашенным на званный обед к высокопоставленному чиновнику, когда вы с удивлением (или без) обнаруживали хозяйский вензель на кухонных приборах. Впрочем, если вы живо интересуетесь историей, то возможно зайдя под настроение в какой-либо музей случайно видели оттиски печатей давно минувших дней, когда-то скреплявших памятные властные акты, а может вам и вовсе по наследству досталась книга на форзаце которой в виде красивого экслибриса красуются фамильные символы вашего старинного рода. А ведь еще какие-то пару-тройку столетий назад, многие прекрасные дамы и их не менее мужественные кавалеры, имели в своем личном распоряжении не с один десяток приятных, как взгляду, так и телу, вещиц с собственными инициалами. Если коснуться коронованных особ и их многочисленной родни, то можно вообще на несколько дней "выпасть из жизни", столкнувшись с тем многообразием окружавших их предметов, на которых вензель всегда смотрелся "на своем месте" – эти изящные символы красовались на их родовых гербах, тронах, государственно-личных перстнях-печатях, посуде, белье и прочих непременных атрибутах. Не забывали они и о своих "родовых гнездах", порою даже личные обеденные салфетки были настолько красивыми, что многие просто стеснялись использовать их по назначению. "Счастливый билет" попасть в историю, оставить в ней свой, хотя бы небольшой след, вытягивали не многие, но те, кому он доставался, старались использовать его по полной, "хватаясь за вечность" всеми доступными средствами. Многим это удавалась, поэтому именно их потомки сейчас испытывают не только особые чувства гордости и чести, но и правят миром.
Еще с незапамятных времен человек, очень рано осознавший свою уникальность и самобытность, стал искать доступные ему на тот или иной период времени способы самовыражения. Одни писали изящные рифмованные строки, другие находили свое предназначение том, что создавали архитектурные шедевры, третьи оставляли свои следы на бумаге, используя краски и кисти. Поэтому изящной, и в то же время настолько сильной и четкой формой подчеркнуть свой статус стало создание именного вензеля. Многие их владельцы, помимо всего прочего, использовали вензеля как знаки отличия, помещали их на монеты и марки, украшали родовые гербы и наоборот. Практически в каждой домашней библиотеке того времени большинство книг было отмечено экслибрисом, монограммой или же вензелем её владельца.
Вензелем (от польского wezel – узел, узелок), согласно большинству как старинных, так и современных словарей, считается изображение сочетающее в себе начальные буквы собственных имен (реже отчества, но и это также допускается), по обыкновению изображаемое вязью, в следствии чего используются именно прописные буквы. Принято считать, что если буквы в вензеле принадлежат одному лицу, то он считается простым, и сложным - если переплетаются инициалы нескольких человек. Если мы обратимся к старинным вензелям, то большинство из них, согласно действовавшей тогда моде, будут украшены коронами (символ власти) или лавровыми венками (символ величия), несмотря на то, что их владельцы, возможно, не имели никакого отношения к царствующим или дворянским династиям. В то время как вензеля государей и императриц состояли из начальных букв их имен, а также их титулов, иногда можно встретить и цифры, указывающие на очередность занятия престола правителями одного и того же имени. К слову сказать, последние нашли широкое применение на монетах, кои в те времена чеканились (прим.авт. – все серебряные перечеканивались из европейских) огромными количествами разного достоинства из разных материалов. Интересным представляется тот факт, что до восхождения на престол Екатерины II (немки по происхождению) большинство государственных монет украшали только латинские литеры, после - исключительно русские! Конечно, солидный нумизмат сразу же возразит, сказав, что серебряный петровский рубль конца его правления имел монограмму в виде четырех переплетенных букв П, образующих крест, но это, пожалуй, единственное исключение из сказанного выше.
Чтобы хоть как-то отличать вензель от монограммы, повторим, что вензель по обыкновению изображается вязью, которая в свою очередь, являясь самым древним способом соединения знаков, и представляет собой объединение нескольких буквенных начертаний в один сложный узор. На сегодняшний день миру известно несколько способов вязи, которые достаточно условно можно поделить на три основные группы - простая, сложная и узорная. Основное отличие сложной вязи от простой - это более компактное и замысловатое объединение письменных знаков. Конечно же, сложная вязь возникла несколько позже и на основании простой, практически в это же время появилась и узорная, основным отличием которой является добавление в буквенную часть вензеля различных изображений и орнаментов, таких как геральдические атрибуты, растения, животные, элементы архитектуры и т.п. Скажем больше, по их виду мы можем судить о степени развития художественного и геральдического искусства мастеров того или иного времени.
К слову сказать, исключительная величественность вензеля уходит своими конями глубоко в прошлое, в те времена, когда символом большинства неграмотных крестьян являлся крестик, проставляемый ими на документах, в то время как знать использовала для скрепления всех своих важных документов печати, с изображением личных инициалов того, кто выдавал и подписывал сей документ. Повторим, что вензель широко использовался чтобы подчеркнуть аристократические корни своего владельца, его чеканили не только на монетах, но и украшали большинство предметов домашнего интерьера, начиная от миски сторожевого пса и заканчивая его величественным помещением в створ ворот своих владений, наряду с гербами. Обладание данным знаком всегда считалось исключительной прерогативой власти. Но в то же время, вензеля являлись своеобразной "визитной карточкой" известных средневековых живописцев, мастеров эпохи Возрождения, которые часто помечали свои работы личными монограммами (естественно в более простом, но, тем не менее, не менее ценном на сегодняшний момент, виде).
Как видим, галантное историческое прошлое вензеля не просто не дает от себя отмахнуться, но и внушает такое уважение, что волна интереса к этому изящному искусству не утихает день ото дня. Отрадно видеть, что современные художники начинают понемногу возвращать его забытую славу, а любовь отдельных личностей к аллегориям и тайнам и вовсе пробуждает генетическую память в людях. И это символично. Ведь умение мастера видеть картину целиком, а также находить интересные сочетания вязи и различных декоративных орнаментов позволяет создавать настолько изящные работы, что они просто не могут не стать художественным украшением фамильных реликвий, передаваемых из поколения в поколение, из рода в род, прочно вплетая имена своих первых владельцев в историю.