В современном мире принято считать, что монограмма - это знак (буква или их сочетание), указывающий, прежде всего, на высокий социальный статус его владельца (человека, семьи, рода). Изящний изгиб ее линий ни на минуту не дает усомниться в том, что перед вами нематериальный актив, передаваемый по наследству и стоящий на самых высоких ступенях правящих слоев общества, наряду с фамильной геральдикой.
Как правило, монограммы и вензеля размещали на фасадах или воротах дворцов, что выглядело - монументально, если же требовалось изящество - обращались к семейным сервизам из богемского стекла, либо же вырезали на предметах обихода, а также вышивали на отдельных аксессуарах гардероба. Все это было когда-то скажете вы... но мы парируем, что и сегодня, после кратковременного забвения, вид отлично выполненной монограммы, по-прежнему, не только будоражит, но и услаждает.
Из истории: Результаты большинства археологических раскопок, проведенных на территории современного Египта, позволяют нам с уверенностью говорить о том, что у древних египтян, обживших берега Нила в те давние времена, монограммы пользовались «некоторой популярностью», о чем красноречиво свидетельствуют предметы, напоминающие современные оттиски-печати, с вырезанными на них буквами и знаками. Рискнем предположить, что причина этого заключалась в только что начавшемся в те времена освоении письменности. Согласитесь, всегда проще вместо нескольких букв написать одну, естественно при условии, что ее значение будет понятно большинству. В пользу этого же довода говорит и то, что само слово монограмма стало известно только в древней Греции, ведь именно в дословном переводе с этого языка слово "монограмма" означает "одну букву" или "простую линию". Причем самые ранние монограммы мы чаще всего встречаем именно на античных монетах, на которых они предстают перед нами в виде одной непрерывной и сплошной линии. На сегодняшний день документально подтверждено, что использование монограмм на территории древней Эллады началось в IV веке до н. э. Практически одновременно с этим подобные буквы, а также знаки и символы на их основе, стали использоваться при чеканке монет в древнем Риме. Важно понимать, что во всех вышеперечисленных случаях мы говорим о зарождении монограммы в качестве знака отождествления человека, причем самыми простыми способами – начертания одной буквы.
В качестве самого явного примера большинство историков того периода выделяют монограмму Иисуса Христа – Хризму или Хрисмон (Хи-Ро), состоящую из двух начальных букв его имени. Само происхождение и применение данной монограммы заслуживает не просто отдельного рассуждения на эту тему, а как минимум кропотливого исследования, уже озвученного во многих книгах. Мы лишь скажем, что применимо к нашей тематике, в историческом контексте наиболее известно использование Хрисмона на государственном знамени императорского Рима – Лабаруме – древнеримском воинском штандарте, имеющем на вершине древка Хризму. Считается, что этот флаг был введен августом Константином, после того как накануне решающей битвы у Мульвийского моста, он узрел в небе знамение в виде Креста, и по итогам которой стал единоличным правителем римского государства, а христианство обрело статус господствующей мировой религии.
Что же касается более позднего исторического периода - Средневековья, особенно интересного для нас, то, начиная примерно с VII века, многие императоры и монархи, представители всех духовных санов, а также высшая аристократия, использовали подобные символы на личных печатях, нередко выполненные в виде перстней, успешно визируя ими вместо подписи свои грамоты и указы. В целом, именно в этот период, мы наблюдаем подъем в развитии использования монограмм, в том привычном нам виде, котором мы сталкиваемся с ними сейчас – на драгоценностях, дорогой посуде, предметах гардероба и т.п. Кстати, «покопавшись в нижнем белье коронованных особ» нельзя не заметить, что их отличительным признаком было наличие монограмм, вышивка которых строго соответствовала их титулу по принципу «кесарю – кесарево».
Однако время шло, годы сменяли десятилетия, разменивавшие века, а простота однажды выполненных монограмм сменялась все большим количеством деталей и украшательств, которые порою "мешали" разобрать всего лишь пару, скрывавшихся за ними инициалов владельца. Как следует из перевода, в изначальном виде монограмма была всего лишь одной начальной буквой имени его владельца. И только гораздо позднее, в этот "тайный" символ стала добавляться еще первая буква фамилии. Сегодня же мы видим, что монограмма превратилась из «гадкого утенка в прекрасного лебедя», чьи изящные линии и формы, загадочно переплетаясь и отражаясь между собой, в виде декоративного узора из инициалов владельца или начальных букв названия компании, образуют единую гармонию.
Многие европейские мастера эпохи Возрождения, будь то ремесленники, художники, скульпторы или граверы, все они считали должным отметить свои работы, каждый раз, аккуратно проставляя на получившихся изделиях монограммы, кто-то помещал их в укромное место, кто-то же, наоборот, на самое видное. Таким образом, начиная с XV-XVI веков, монограмма (вензель) постепенно занимает свое достойное место не только в качестве личного символа власть имущих, но и как знак качества.
Что же касается России, то появление монограмм, впрочем, как и всего нового для того времени, принято связывать с первым русским императором Петром I. Именно период его правления положил начало традиции чеканки монет, обремененных личными инициалами, которая в дальнейшем была поддержана всеми российскими самодержцами. Не обошла эта практика и такие символы власти как погоны и эполеты, причем делалось это на славу, так, например, на мундирах высшего военного чина вышивка производилась особыми позолоченными нитями, очень дорого обходясь казне государства. Повторимся, что вплоть до XX века монограммы (вензеля) достаточно широко использовались в повседневной жизни – с их помощью придавали дополнительную родовую ценность ювелирным изделиям, посуде, предметам интерьера, белью, одежде, а также книгам.
Вот постепенно мы и подошли к вопросу о том, что есть монограмма и что есть вензель – одно ли это и тоже, или различия все же имеются. Думается, большинство людей ответит, что это слова–синонимы и будут правы и не правы одновременно, поскольку сегодня эти два понятия настолько тесно переплелись между собой как в буквальном, так и в художественном смысле, что отделить одно от другого сможет лишь опытный взгляд мастера. Тем не менее, некоторые исследователи их разделяют, обращая внимание на детали.
О самом вензеле более подробно мы поговорим в следующем разделе, а здесь лишь ограничимся небольшой теорией разграничения этих двух понятий. При совсем бесхитростном подходе к этому вопросу, можно сказать, что вензель является усложненной формой монограммы, получившей дополнительные сложные переплетения букв, украшения в виде цифр, венков, щитов, корон и прочих атрибутов, порою имеющих много общего с фамильными гербами. Иначе говоря о различиях между этими двумя символическими изображениями, следует учитывать, что монограмма – прежде всего конкретизирующий знак, показывающий или доказывающий принадлежность того или иного предмета одному конкретному человеку, в то время как вензель может нести информацию не только об одном, но и о содружестве лиц, объединенных по какому-либо признаку (родство, профессия, статус, интересы, увлечения, бизнес). Во-вторых, в отличие от монограммы, чаще всего представляющей собой изящно исполненные и переплетенные инициалы, вензель, как мы уже отметили выше, может дополняться различными геральдическими символами, заключающими в себе более глубокий смысл и, как следствие, больший объем дополнительной информации. И самое главное, монограмма в большинстве случаев может быть легко воспроизведена от руки, по крайней мере, ее основные черты, ее значительно легче придумать и запомнить, в то время как воспроизвести подобным образом вензель без наличия определенных умений достаточно сложно. Однако, это совсем не значит, что теперь вы легко сможете отличать одно от другого, ведь в некоторых интересных случаях, когда тот или иной знак (символ) изображаются при помощи одинаковых приемов, помочь вам сможет только дополнительная информация, собранная по крупинкам в запасниках истории.
Некоторыми авторами принято разделять монограммы на виды в зависимости от количества используемых инициалов. Так, монограмма из букв может быть простой (личной), либо сложной (семейной, родовой), в которой объединяются несколько имен или обыгрывается родовая фамилия владельца.
Личные монограммы могут состоять как из одной начальной буквы (имени или фамилии), так и из двух, обозначающих одновременно имя и фамилию владельца. Также, применительно к нашей русскоязычной среде, возможен трехбуквенный вариант написания, дополнительно включающий отчество. А вот такие интересные монограммы как шифры, практически неизвестны России. Для исполнения такого знака европейскими искусными мастерами прошлых веков чаще всего использовались одна-две-три буквы, которые при использовании приема осевой симметрии и дублирования, сплетались в такой невероятный декоративный орнамент, что разобрать, какие именно буквы использовались в монограмме, без посторонней помощи было порою очень сложно. То же самое равнозначно применимо к неороманскому «историческому» стилю, за тем лишь исключением, что монограмма строилась на основе полного имени и/или фамилии его владельца. Здесь происходило больше «игры» букв, помимо известной уже нам общей симметрии и поворота их вокруг своей оси. Для выделения, например, начальной буквы монограммы мастера могли использовать различный размер буквы или цвет ее исполнения.
Что же касается парных, или так называемых семейных монограмм, особенно популярных в период Эпохи Возрождения, то они снова являют миру свой красивый лик, правда, пока всего лишь в изящном виде свадебного атрибута, используемого для оформления соответствующих предметов и отдельных элементов праздничного торжества. Здесь нам хотелось бы отметить один немаловажный нюанс основы любой такой композиции, а именно – особое расположение букв – первой (слева направо) всегда должна идти начальная литера имени невесты, середину возглавляет – буква с которой начинается фамилия пары, и лишь затем идет первая буква мужского имени.
Также следует помнить о некоторых негласных правилах составления монограмм из букв русского алфавита. Печатные буквы основа мужских монограмм, при использовании в изображении трех букв размер их всех должен быть одинаков, если литер всего две, то левой считается буква имени, а правой – фамилии, также при одинаковом размере. При создании женских знаков предпочтительно использование каллиграфических и/или прописных наклонных литер, причем первой в трехбуквенной монограмме слабого пола считается начальная буква имени, по середине идет литера фамилии, большая по размеру, и только последней – отчества, причем размера полностью соотносимого с первой.
И как водится, в заключение хотелось бы, надеяться, что не так давно вышедшие из «тени веков», эти красивые, хотя иногда мудреные, переплетения простых букв снова станут также интересны и популярны своим владельцам как столетиями ранее. К слову сказать, если так можно выразиться, «современная» монограмма может необязательно содержать инициалы своего владельца, о чем наглядно свидетельствует простенькая монограмма Элвиса Пресли, содержащая первые три буквы его личного девиза - TCB (Taking Care of Business). Помните, изысканно и необычно выполненная авторская монограмма (вензель) не только подчеркивает индивидуальность владельца и говорит о его вкусах и предпочтениях, но и может стать отличный подарком дорогому вам человеку!